1.Современное название населенного пункта - село Харьковское.
2.Его тип - село, после революции - слобода, до постройки церкви в 1834 году- хутор.
3.Топографическое положение. Южная часть Средне - Русской возвышенности, высоко над уровнем моря (196м)
4.Точная
дата основания документально не подтверждена. Ориентировочно - начало 18 века,
когда согласно указу Пера 1 было начато заселение земель в поймах рек Айдар и
Черная Калитва. В это время ослабевают набеги крымских татар, и появляется
возможность заселения южных рубежей русского государства.
Мы с вами как бы
наяву, как бы воочию видим, организованную, многотысячную и пеструю колонну
украинских переселенцев, с женами, стариками и детьми, со всем скарбом, медленно
тянущуюся по пыльным степным дорогам к неизведанному и суровому будущему, к
новой жизни, спасаясь от татар и ногайцев. Везли с собой плуги, бороны, бочки,
мешки с зерном и солью, котлы и провиант, сундуки — «скрыни» с одежей и
обувкой, седла, хомуты, наковальни и молоты, прочую домашнюю утварь, без
которой на новом месте жить было ох как трудно. Везли с собой и
веру Христианскую, бережно сняв и погрузив на возы церковные колокола, укутав и
спрятав домашние иконы. Везли не только
немощных и дряхлых стариков, чо и грудных «дытынчат» в люльках, навеки покидая
родные места, оставляя хатки и могилы на милость Божию. Ехали семьями,
«куренями», проезжая в сутки не более 30 — 50 верст по бездорожью, через леса и
реки, строя мосты и переправы, охраняемые и сзади и спереди козацким войском. Гнали с собой
многочисленные стада скота, быков и коров, табуны лошадей, отары овец и коз,
везли свиней и домашнюю птицу. Все это надо было не только перегонять, но и
кормить. Трудна и опасна была дорога переселенцев.
Государь поощрял такое
солидное заселение юга России, бережно и разумно руководил им:
«..И
Разряде де им протопопу с товарыщи, про то место, про
Битюк сказано, что та река степная и место полевое, крепостей никаких учинить
не мочно, а воинских людей — калмыков и ногайцев приходы на ту реку
беспрестанные. И есть ли они по той реке селитца учнут и им от воинских людей
уселитца будет не мочно, И государевым ратным людям обороять их будет нельзя,
что то место от города отделено...».
5.Происхождение названия
точно не установлено. Есть версия о том ,оно произошло от имени первого
переселенца – Харитона , по- украински – Харько. Имена основателей неизвестны. Название не
менялось. В ревизских сказках найдено первое упоминание названия села в
1796 году. Харьковское существовало как обособленный населенный пункт ,слияния
населенных пунктов не было.
6.Предположительное время заселения – начало 18 века. К концу 18 века в слободе
было полсотни дворов, к середине 19 века – 147 дворов в которых проживало 975
жителей. Они были выходцами из Правобережной Украины. Наиболее распространенные
фамилии: Беденко, Горбатенко, Бондарь, Браташ, Приймак, Левченко, Мельник,
Мирошник.
Социально-сословное положение – крестьяне-землепашцы.
До реформы 1961 года крестьяне были крепостными графа Шереметьева. Слобода была
частью его Алексеевской вотчины. Зависимость крестьян выражалась в уплате 6-7
рублей оброка в год с одного тягла. Вокруг находились владения князей
Щербатовых.
Территориальное подчинение – Бирюченский уезд Воронежской губернии.
В 1834 году в слободе Харьковской была построена первая церковь. Приход
составляли населенные пункты: Грузская, Ситников, Копанки, Калашников, Ивановка,
Марьевка, Масловка, Берестовой. Престольный
праздник –день святого Митрофана.
В 70-е годы 18века была построена вторая церковь. Разрушена - в конце 20-х годов
20-го века.
Во время отмены крепостного права наши предки не приняли уставную грамоту,
бунтовали и были жестоко наказаны плетьми в апреле 1881 года. Через 2 года
крестьяне вновь бунтовали, отнесли уставную грамоту в вотчинное правление в
Алексеевку и, пользуясь отсутствием управляющего, оставили ее в пакете. Через
месяц 7 наиболее активных крестьян были выпороты розгами в Шелякино. Экзекуцию
проводили солдаты Одесского полка..
Один крестьянин ударился в бега, но был пойман. Волостной старшина был арестован
за укрывательство зачинщиков бунта. В пореформенное
время крестьяне страдали от малоземелья. Душевой надел был невелик, луга и
леса принадлежали помещикам. Харьковские крестьяне регулярно вступали в
конфликты со Щербаковыми и Шереметьевыми из-за сенокосов, пастбищ,
регулярно их преследовали за порубку панских лесов. Имеются донесения уездного
исправника о самовольных захватах сена, соломы, снопов и их поджогах
датированные концом 19 в.- началом 20 века. В начале 20 века
по инициативе и на средства Бирюченского земства в Харьковском была
построена земская больница на 5 коек. Было принято решение о строительстве
школы, но волостной сход не выделил 2 га земли, а поэтому школа была построена в
селе Калиниченково, но называлась - Харьковская. В
начале 20 века крестьяне постепенно втягиваются в рыночные отношения, выращивая
для продажи подсолнечник, сахарную свеклу, анис, кориандр поставляя продукцию в
Ольховатку и Алексеевку. Часть крестьян отправлялась на заработки на Кубань в
область Войска Донского, часть- нанималась поденно к помещикам на прополку,
вязание снопов ,молотьбу. Много малолетних бедняков были у зажиточных крестьян
пастухами, няньками. Во
время первой русской революции наши предки находились в первых рядах погромщиков
помещичьих усадеб в Жирово, Еленовке. Сельский староста Мельник Андрей угодил на
каторгу , врач Лейтман Витольд был выслан в город Задонск, а затем в Землянск за
распространение революционной литературы.
Столыпинская реформа способствовала выделению из общины части крестьян на
хутора. Появились хутора Ялы и Ясены. Часть крестьян переселилась на Алтай. В
1911-1913г была построена телефонная линия
Бирюч -Алексеевка -Шелякино -Харьковское -Копанки. Первый телефон был установлен в
волостном правлении. Старостами были Бондарь и Беденко, писарями- Малеев ,
Беденко. В Харьковском было несколько магазинов. Владелыцы – Приходько,
Медведенко и мещанин из города Коврова Широков. Ярмарки проводились в
престольный праздник. Почту доставляли на почтовых тройках , владельцами которых
были Харьковский Ф.Ф. и его сын, из слободы Ольховатка. Газеты выписывали
учителя Церковно-приходской школы и священник отец Матвей. Грамотность была
невелика, в школе обучалось 60 человек. Самым грамотным считался крестьянин
Проценко Егор, имевший 10 сказок и псалтырь.
Началась первая мировая война. Десятки жителей были мобилизованны из села.
Многие не вернулись.
Советская власть установилась в селе 1 февраля 1918 года. В районе было сильно
влияние эссеров.
В годы гражданской войны местность была окупирована войскамибелогвардейцев.
Сначала частями генерала Краснова, затем-Деникина. Рядом находилась
деморкационная линия, разделяющая немецкие войска и сов. Россию.
Часть Харьковщан служила в отряде анархиста Сахарова. На территории округа
действовали банды Коляды, Коструба , совершала набеги банда Махно, они
разоряли и грабили село.Комбеды
действовали не активно.
В 20-е годы была создана коммуна «Гигант» с центром в с. Жирово, но вскоре она
распалась.В
селе действовала кинопередвижка. Заведовал ею Абанин Василий.
С началом коллективизации было создано несколько колхозов: «Красный пахарь»,
«им. Войкова» , «им. Ворошилова», « им. Сталина», «им. Маленкова»,
«Дружба». Колхозы укрупнялись, сливались. Председателей сменилось 29 , в среднем
каждый из них работал 2 года. В памяти остались имена тех , кто внес наибольший
вклад в развитие села. Это Коструб А.А., Колесников П.В., Кострулев В.М., Крамар
Ю.М., Ряднов П.Н..В годы
коллективизации в Харьковском из 313 хозяйств раскулачено 30 (ГАВО ф 104 оп 1 д
115). И неудивительно, ведь руководитель области Варейкис говорил: «Думаю, что
надо говорить не о перегибах, а о недогибах … и по отношению к кулаку, а равно и
по ряду вопросов по отношению к коллективизации в целом… По-моему теперь
рассуждение о перегибах неверно.
…Мы поставили задачу, чтобы в два месяца выселить 10-12 тысяч кулаков. Мы взяли
эту цифру для того, чтобы знать, на что ориентироваться. Публиковать в печати мы
этого не будем, но мы должны знать цифру, в которую мы должны, к сожалению,
укладываться. Думаю, что эту цифру перевыполним как и по хлебозаготовкам.»(ф.2,
оп.1,д. 784)
Крестьяне ответили соответственно.8 мая 7930 г. в сл. Харьковское
кулаками сорвано собрание колхоза, были выкрики «Долой
коммунистов!». После этого толпа в
количестве 200 человек прибежала к
правлению колхоза, выгнала членов правления, избили
секретаря ячейки и пытались избить
уполномоченного ОПК, избили
жену конторщика. В результате кулаки заняли все свои отчужденные
дома, выгнав бедняков, с криками
«Долой коммунистов и
колхозы!9 мая в 9
часов по приезду милиции толпа собралась в количестве 500 человек, подошла к Совету и колхозу с криками «Ура!», «Долой Советскую власть!», «Долой коммунистов и их дурацкий закон по
налогу!». Толпа заявила: «Мы сами проживем, без коммунистов». Была попытка разоружить приехавших милиционеров. Толпа не дала изъять зачинщиков выступления, заявила: «Мы сами знаем, что делать. Верните нам всех
кулаков, ранее изъятых». После окружила
приехавших. Одному
милиционеру удалось бежать, была за ним
погоня, были выстрелы. На место
выехал Филатов, 20 конных
милиционеров и зам. пред. окрисполкома
Лянный. 10 мая в 13 часов к
Харьковскому присоединились окружающие хутора, собравшиеся по набатно. Аналогичные
волнения происходят в сл. Копанки и Масловке» (ф.104, оп.1, д 114. Более 20 семей кулаков было сослано в Архангельскую область , г. Котлас, на
Урал. Колхоз до войны обслуживала Ладомировская МТС, где работали
механизаторами и харьковщане.В селе
было 2 грузовика: в больнице и в колхозе. Первым шофером был Беденко Я.А.,
который был призван на фронт со своим автомобилем в 1941 году, где и
погиб.Первыми культработниками были: Приймак Григорий , Рыбалко Ульяна. С
1919 по 1960 год проработала учителем Евреинова Анастасия Васильевна. С
уважением Произносят жители села имена врача Провоторова Василия Петровича и
акушерки Онищенко Ирины Харитоновны , которые много лет лечили , помогали
появиться на свет сотням сельчан. В годы
Великой Отечественной войны (1941-1945 г.) на фронт были призваны сотни
харьковщан , более 240 из них погибли. Память о них увековечена на плитах у
памятника погибшим героям , который находится в центре села. С
Харьковское было захвачено немцами 7 июля 1942 года, освобождено 15
января 1943года, в результате проведения Советскими войсками
Россошанско-Острогожской операции. На территории
села действовало два партизанских отряда. За годы оккупации
был утерян весь скот, инвентарь. Наибольшее
количество детей родилось в период с1949 по1951 годы.В 1956 году село было радиофицированно. Электричество пришло в дома сельчан в
1963 году. Первые легковые автомобили появились в1972 году.В1974 году открылась Харьковская средняя школа, в 1987 году-Д К , асфальт
проложен в1983году.Во всех
исторических событиях принимали участие наши земляки: 40 человек осваивала
целину, 10 – являются воинами –афганцами. Ратные
подвиги воинов Великой Отечественной войны продолжили их сыны и внуки. В боевых
действиях в Афганистане пропал без вести ученик нашей школы Матвеев Александр
Алексеевич. Участник двух войн в Чечне майор Горбатенко Александр Дмитриевич
имеет три ранения и пять боевых наград, среди них два ордена Мужества и медаль
«За отвагу». В январе 1996 года он провел девять боев в Грозном, был тяжело
ранен, потерял 9 танков. В 2000 году в боях за Аргунское ущелье был ранен тяжело
вторично, но разгромил отряд боевиков, не потеряв ни одного убитого своего
солдата. Шесть лет командует ротой в горячих точках майор Мельник Сергей
Владимирович. Гордость нашего села : награжденные орденами и медалями -Беденко М.Я., Плужник
А.Д., кандидат военных наук , полковник Левченко И.Ф., учителя- Пономаренко
Р.Т., Бондаренко В.А., Рыбалко М.Ф., Бондарь В.И.Духовная культура жителей села. Испокон веков носителем
духовной культуры для жителей села являлась церковь. Впервые церковь была
построена в 1834 году, вторая — в 1855 году. По другим источникам утверждается,
что первая церковь в слободе Харьковской была возведена не раньше 1860 года.
Построена она была в день Святого Митрофана, за что и получила свое название.
Ежегодно в этот день проводилась ярмарка по продаже товаров легкой
промышленности. В 1872 году по неизвестной, пока, причине церковь сгорела, но
уже на следующий год была построена новая, тоже деревянная. С 1840 года в
харьковской церкви свяществовал Тимофей Васильевич Дьяков. В приход Харьковской
церкви входили: слобода Харьковская, хутор Масловка, хутор Марьевка, хутор
Грузкой, хутор Калашников, хутор Берестов, хутор Калиниченково, хутор
Александровка . Метрические книги начинают писаться с 1835 года. В 1885 году
была построена новая харьковская церковь, она была деревянной, холодной,
прочной. В то время насчитывался 1 престол. Священник жил в собственном доме.
Церковь располагалась в центре села, при церкви числилось 40 десятин земли,
причем 3 из них - пахотной. Рядом с церковью располагалось церковное кладбище.
При строительстве клуба уже в 1987 году попадались останки усопших, похороненных
на этом кладбище. С 1883 года в слободе Харьковской священствовал Успенский
Митрофан Иванович. В 1903 году штат
харьковкой церкви уже насчитывал 2 человека. Последним священником в
памяти народа остался отец Матвей Преосвященный, имевший камилавку — головной
убор в знак какого-то отличия. В годы гражданской войны он покинул село. В 1995 году в одной из
балок в округе села был обнаружен большой гранитный камень правильной формы. При
более детальном рассмотрении оказалось, что это гранитное надгробье, на котором
высечена фамилия жены священника, некой Проскурякиной А.П. там же содержится
информация о том, что попадья умерла в 1912 году, когда ей было 42 года. Мохно
предположить, что она стала жертвой свирепствовавшей в тот год эпидемии брюшного
тифа. Как это надгробье оказалось в одной из балок в округе села - неизвестно.
Возможно, при уничтожении церковного кладбища это надгробье просто вывезли
подальше от села. Если это так, то можно предположить, что в начале века в харьковской церкви священствовал некто Проскурякин. Вполне возможно, что
Поскурякин и Матвей Преосвященный это одно лицо, но утверждать этого нельзя. Как
известно, советская власть была ярым противником церкви. Поэтому со времен
гражданской войны церковь была разграблена, а в 30-е годы разрушена. Из
церковных бревен начали строить школу, но закончить помешала война. После войны
из сруба харьковской церкви было возведено здание райисполкома в селе Советско
(слобода Шелякина). В советский период
появляются новые центры формирования духовной культуры населения. Ими становятся
дом культуры, библиотека. Первым зданием клуба являлась одна из дореволюционных
построек. Вплоть до 1963 года центром культуры для харьковчан являлось здание с
прогнившей соломенной крышей. И только в 1969 году был построен небольшой, но
удобный и современный для того времени клуб с кинобудкой. И 1985 году началось
строительство нового дома культуры, обошедшегося колхозу в несколько миллионов
рублей. Зато несколько лет, до постройки нового районного дома культуры,
харьковский дом культуры во много раз превосходил аналогичные заведения в
районе. С давних времен
прослеживалась у жителей села любовь к чтению. В 1900 году в семье И.П.Проценко,
жителя Харьковской слободы, имелся псалтырь и свыше 70 сказок. В 1929 году в селе
Харьковском открылась изба-читальня. Первое время там насчитывалось всего лишь
несколько книг, да и те были «трофейными» - оставшиеся в домах священников,
зажиточных крестьян, лавочников. Со времен появляется советская литература,
поступают первые газеты. Первым библиотекарем был молодой паренек - Харьковский
Гриша, работавший по совместительству и пионервожатым. Долгое время в библиотеке
работала Рыбалко Ульяна Лукьяновна. С 1975 года и до настоящего времени и
библиотекарем является Левченко Ольга Ивановна. В 1984 году в фонде библиотеки
насчитывалось около 9000 книг. Особых праздников,
обрядов, традиций в селе Харьковском к настоящему времени не выявлено. В музее
Харьковской средней школы большое внимание уделяется воссозданию бытовых условий
крестьянства дореволюционного времени. Но каких-то особенных, характерных именно
для жителей села Харьковского, признаков не прослеживается. Таким образом, культурная жизнь села постоянно изменялась. В советское время
быль упразднен главный носитель духовной культуры - церковь, но взамен появились
клуб, библиотека. Вакуума в духовной жизни не существовало.
|